Сухомлинский-биография-цитаты

В. А. Сухомлинский краткая биография. Избранные цитаты

 

Обновлено: 21.03.2021 Инна Борисова

Биография В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, учитель украинского, русского языков и литературы, писатель, основатель народной педагогики, автор трудов по теории и методике воспитания детей, директор школы. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

Детство и юность В. А. Сухомлинского

Василий Сухомлинский родился в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время гражданской войны: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. Однако, это не помешало трудолюбивому и одаренному Василию закончить школу-семилетку в 1933 году и продолжить образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и возвратиться домой.

Таким образом 17-летний Сухомлинский, вернувшись в родное село приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Молодой учитель Сухомлинский не переставал гореть сильным желанием получить полноценное высшее образование и не отчаивался в достижении своей цели. Нарабатывая на практике в сельской школе свой бесценный опыт педагогики, он одновременно продолжал обучение в Полтавском педагогическом институте, в который перевелся на заочное отделение.

Война и послевоенное время

В 1941 году началась война с фашистской Германией. Василий Сухомлинский был из тех, кто добровольцем отправился на фронт, где получил тяжелое ранение в грудь. Во время одного из боев в начале 1942 года, когда шли жестокие бои за Москву осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так и не смогли извлечь.

В это самое время, когда Василий Сухомлинский был тяжело ранен на фронте его беременная жена, Вера Петровна, которая осталась дома, в селе, оккупированном фашистами была арестована и жестоко казнена гестаповцами вместе с только что родившимся младенцем. Эту жуткую трагедию Василий Александрович Сухомлинский  описывает в послесловии своей книги «Сердце отдаю детям», которую автор перевел на 30 языков, где обратился специально к немецкому читателю и их педагогам. Отрывок из этой книги, а также подробнее о его личной жизни читайте в этой статье ниже, в главе Личная жизнь Сухомлинского.

На лечение Василия Сухомлинского отправили на Урал. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского

За время своей многолетней работы Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить, чем привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Согласно его педагогической методике наивысшей ценностью была личность ребенка.

Вся педагогическая система Сухомлинского базировалась на основных принципах гуманизма:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.

Сухомлинский1

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но для возможности развития гармоничной личности делать это надо совместно с родителями.

Сухомлинский утверждал, что семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Воплощая в жизнь этот принцип Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Критика и признание

Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране и не вписывались в советскую идеологию.

Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского.

Нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту.

Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Сухомлинский2

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (выдающийся учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Личная жизнь В.А. Сухомлинского

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной фашистами Полтаве беременную жену, которая в тылу врага активно принимала участие в антифашистской деятельности. Вернувшись домой, Василий Александрович узнал о страшной казни фашистами его жены и новорожденного ребенка. Это трагическое событие он описывает в послесловии своей книги «Сердце отдаю детям», которую автор перевел на 30 языков, где обратился специально к немецкому читателю и их педагогам. Вот отрывок из этой книги:

К НЕМЕЦКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Дорогой друг!

Вы прочитали книгу о становлении человека. О маленьком ребенке, перед которым только открывается окошко в мир.

Эта книга вышла на русском языке в украинском издательстве «Радянська школа». Автор перевел книгу на немецкий язык, и его искренним желанием является то, чтобы книга эта была прочитана каждым немецким учителем.

Почему автор заинтересован в том, чтобы книгу «Сердце отдаю детям» прочитал именно немецкий педагог? Для этого есть серьезные основания.

Это желание обусловлено не только общественными, социальными причинами, но и теми источниками, которые породили настоящую книгу.

На немецкой земле родился фашистский зверь, который принес неисчислимые страдания народам. Если бы не героический подвиг советского народа, если бы не двадцать два миллиона наших советских людей, погибших в кровавой битве за свободу человечества, мир был бы превращен в громадную фашистскую душегубку, в адскую печь, подобную печам Майданека и Освенцима, Маутхаузена и Бухенвальда, где сожжены миллионы людей, в бездонный Бабий Яр, где расстреляны тысячи детей.

В этой книге рассказывается не только о радостных, светлых страницах детства. Читатель найдет здесь и рассказы о детском горе. По-моему, вряд ли может быть в стенах школы что-либо более противное самому духу коммунистического воспитания, чем горе ребенка. Но оно было, от этого никуда не уйдешь. Его принесла война. Это горе надо было рассеять. Вся сложность и мучительная трудность, вся изумительная роскошь и радость, все тревоги, все боли и огорчения, муки и торжество воспитания в том и заключаются, чтобы в сердце ребенка поселились счастье и радость.

Я отдал этому жизнь. Для меня величайшее счастье быть с детьми; единственная настоящая роскошь для меня — это, по словам Сент-Экзюпери, роскошь человеческого общения.

Я хочу, чтобы эта книга заставила немецкого педагога задуматься над огромной ответственностью за судьбу будущего, потому что будущее — это душа человека. Я хочу, чтобы немецкий учитель понял, что от него в большой мере зависит, кем станет его питомец, какие моральные ценности будут вложены в его душу.

Для того, чтобы немецкий педагог — читатель этой книги — понял мое моральное право говорить эти слова, я расскажу о том, что одухотворяет мою любовь к детям и ненависть к фашистскому зверю.

Я начал свой педагогический труд в 1935 году. В 1941 году моя жена, Вера Петровна, окончила Кременчугский учительский институт. Мы собирались устроиться в той школе, где я работал. Мы были молоды и полны радужных надежд на будущее.

Наши надежды разрушила война. С первых дней войны я ушел на фронт. Никто тогда не мог предположить, что через пять недель на берега Днепра придут фашисты. Я верил, что скоро вернусь с победой. Расставаясь, мы мечтали о том, что у нас будет сын или дочь.

Но пожар оказался не таким, как думалось. Я не получил из дому ни одного письма. Село, где у своих родителей жила жена, было оккупировано фашистами. Жена с двумя подругами распространяла листовки, сброшенные нашими летчиками, перепрятывала бежавших из плена советских солдат, прятала оружие и передавала его пробиравшимся через Днепр советским воинам. Она была арестована гестапо.

Несколько дней ее подвергали нечеловеческим пыткам, добиваясь того, чтобы она назвала фамилии руководителей антифашистской организации. Вера и ее подруги молчали.

В застенке у Веры родился сын. Лицемерно обещая Вере жизнь, фашисты совершили страшное преступление. У меня вот уже двадцать пять лет горит сердце, когда я хоть на мгновение представляю себе то, что произошло в фашистском застенке. Сына, которому было несколько дней от роду, фашистский офицер привязал к ножке стола, а Веру привязали к железной койке. Фашисты надругались, глумились над женой. Потом гестаповец отвязал сына, поднес его к жене и сказал: «Если не скажешь фамилии руководителей организации, ребенок будет убит». И убил. А Вере выкололи глаза и повесили во дворе тюрьмы.

Это было как раз тогда, когда я, сражаясь на фронте, был тяжело ранен под городом Ржевом. У меня прострелена грудь, несколько осколков металла и сейчас еще сидят в легком.

Когда наш Онуфриевский район был освобожден от фашистов, я, приехав домой, узнал о страшной трагедии. На допросе я слушал показания предателя-полицейского, который присутствовал во время пыток. На моих глазах полицейского повесили по приговору суда. А фашистский офицер ушел от возмездия. В памяти у меня осталась его фамилия, а в кармане, в маленьком белом конвертике, лежит его фотокарточка. Как пепел Клааса стучит в грудь Тиля Уленшпигеля, так эта фотокарточка жжет мое сердце, напоминает каждую минуту, что в мире есть фашизм. Никогда не померкнет в моем сознании картина страшного преступления зверя-эсэсовца. Вечно стоит перед моими глазами сын, привязанный к ножке стола. Не забуду я никогда, как гестаповец убил сына, ударив головкой о каменную стену, так, что кровь залила стену. Не забуду никогда, как маленькое тельце фашистский ублюдок — предатель-полицейский выбросил в мусорную яму, стоявшую во дворе тюрьмы, как несколько дней торчали из ямы ножки…

Возвратившись в родное село, я хотел снова пойти воевать. Хотел встретиться лицом к лицу с зверем-гестаповцем, хотел понять, как могло получиться, что таких зверей рожали люди-матери. Но в армии мне служить больше не пришлось — ни одна комиссия не могла признать меня даже «ограниченно годным».

Я опять пошел в школу. Работать, работать, работать,- в этом я находил хотя бы в какой-то мере забвение от горя. Целые дни я был с детьми. А ночью просыпался в два, в три часа и не мог уснуть — работал. Ждал с нетерпением утра, когда зазвучит звонкоголосое детское щебетанье. И сейчас я каждое утро жду детей — с ними мое счастье. Подобно герою романа М. Шолохова «Поднятая целина», я взялся за изучение немецкого языка. Верил (и сейчас верю), что когда-нибудь мне суждено будет встретиться с зверем, истязавшим и убившим мою жену и моего сына, и я смогу сказать ему по-немецки то, что я думаю вот уже двадцать пять лет, то, что никогда не забывается и никогда не прощается. Я изучил немецкий язык и знаю его в совершенстве. Потом принялся за польский, чешский, болгарский, английский, французский, испанский, японский. Изучил эти языки, а времени все равно много от двух часов ночи до утра — целая пропасть времени.

Меня иногда спрашивают: как вам удалось написать так много? Да, много; опубликовано 310 научных трудов, в том числе 32 книги. Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства — любовь и ненависть. Любовь к детям и ненависть к фашизму…

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына.

Смерть В.А. Сухомлинского

Василий Александрович ушел из жизни рано, 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной в возрасте 51 года. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

Похоронен Василий Александрович Сухомлинский в поселке Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области.

Известные цитаты В.А. Сухомлинского

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

***

Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

***

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

***

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.

***

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

***

Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.

***

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

***

 

 

 

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

***

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

***

Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.

***

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

***

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

***

Долг перед отечеством — святыня человека.

***

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

***

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

***

Человек таков, каково его представление о счастье.

***

Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.

***

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.

***

Подлинная самокритика — это голос совести.

***

Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!

***

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

***

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

***

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.

***

Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.

***

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

***

Чувство вины не самобичевание, а угрызения совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.

***

Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить подругу.

***

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

***

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

***

Любого работника от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

***

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.

***

Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.

***

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

***

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей.

***

Алкоголь затуманивает сознание и даёт волю инстинкту, низводя человека к скотскому состоянию. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.

***

Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.

***

Без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, невозможна душевная красота. И нам необходимо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.

***

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.

***

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

***

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Библиография

Сухомлинский  — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем… — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • «Учитель — совесть народа…» : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978.  № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. —  1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

Закончив краткое знакомство с биографией и творчеством великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, в следующей статье я подготовила для читателей избранные рассказы и сказки В. А. Сухомлинского для детей разного возраста и взрослых. Читайте и воспитывайте своих детей высоконравственными и думающими людьми.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *